Сергей Голубев: Социальные предприниматели — это всегда люди, которые ориентированы на изменение мира

Сергей Голубев
Сергей Голубев

Гости

Сергей Голубевгенеральный директор Фонда социальных инвестиций

Павел Давыдов: Как стать социальным предпринимателем? Кто из бизнесменов может рассчитывать на этот статус? Можно ли этому научиться? Ответы на эти вопросы попытаемся получить в очередном выпуске нашей рубрики «Школа гражданина». Я напомню, это совместный проект «Большой страны» и программы развития сотрудников некоммерческих организаций «ПРОНКО 2.0».

Рад представить вам генерального директора Фонда социальных инвестиций Сергея Голубева. Сергей, здравствуйте.

Сергей Голубев: Добрый день.

П.Д.: Недавно в этой студии обсуждали с вами, каким должен стать закон о социальном предпринимательстве, а сегодня рассчитываем в рамках мастер-класса узнать, как им стать – социальным предпринимателем.

Кстати, у нас сегодня нововведение – в студии «Большой страны» присутствуют студенты Высшей школы экономики и Ольга Гусева, социальный предприниматель. Ребята, привет! Как вы себе представляете социальное предпринимательство?

— Социальное предпринимательство – это общественно полезный бизнес, то есть бизнес, нацеленный не только на получение прибыли, но и на выполнение общественных функций.

— Общественно полезное, с точки зрения людей, но при этом нацеленное на получение прибыли и заработка денег. Это вообще противопоставление такое, но именно это и предполагает выделение в отдельное социальное предпринимательство.

П.Д.: Сергей, эта точка зрения верна?

С.Г.: Верна, да. Но там же много нюансов. Знаете, коллеги, здесь можно сказать… Когда люди зарабатывают миллиарды на том, что они продают, не знаю, телефоны, то все ходят и говорят: «Какие клевые эти люди, какие они молодцы!» А когда люди зарабатывают миллиарды на том, что они, например, меняют жизнь к лучшему, мы говорим: «Ой, это какие-то плохие люди, они делают бизнес на бедных», – например.

П.Д.: Но предприниматель, бизнесмен – он же не благотворитель, он должен заработать. И здесь вот эта тонкая грань, в которой мы сегодня, я надеюсь, разберемся. Но прежде чем начнется мастер-класс, ребята, у меня к вам просьба: подумайте над проектом или над идеей, которая могла бы быть реализована в рамках социального предпринимательства. Ну а мы начинаем. Сергей, пожалуйста.

С.Г.: Мы сегодня с вами поговорим о том, как найти идею для социального предпринимательства и где найти ресурсы для запуска как раз вашего стартапа.

Если мы говорим о социальном предпринимательстве, то всегда это люди, которые ориентированы на изменение мира. Поэтому, ребята, вам предстоит менять мир за то небольшое время нашего мастер-класса. Но прежде чем менять, вы должны четко определиться с целевой аудиторией – для кого вы его хотите менять. Вам четко нужно понять, кто ваша целевая аудитория, с кем вы хотите поработать.

И с точки зрения подхода ключевого есть две вещи: либо это трудоустройство этой целевой аудитории, либо выстраивание для них таких сервисов, при которых они становятся экономически самодостаточными. Потому что мы, по сути, говорим о том, чтобы люди жили полной и комфортной жизнью, и для этого мы им предоставляем эти возможности.

Смотрите, мы сейчас рассмотрим с вами два примера интересные, которые позволяют нам более глубоко понять, как выстроить бизнес-модель. Первый пример – это с трудоустройством, как мы с вами и говорили. И здесь есть две вещи. Первое – нам нужно с вами получать прибыль, поэтому мы с вами смотрим, кто наша целевая аудитория. А дальше мы смотрим – а какие сильные стороны этой целевой аудитории есть, что они могут делать лучше, чем все остальные?

И здесь очень яркий пример – это трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Например, высокофункциональные аутисты. Что они хорошо умеют делать? У них очень высокая концентрация внимания. Но в то же время мы смотрим, какие объективные слабости у этой целевой аудитории есть. И в этой логике у них с точки зрения слабости как раз присутствует некая ограниченность социальных навыков, ограниченность в коммуникации.

Соответственно, на сильной стороне мы с вами выстраиваем бизнес, а на слабой стороне мы с вами выстраиваем так называемый компенсационный механизм – некую социальную работу для этой целевой аудитории. И у нас получается, например, какой бизнес? IT-консалтинг возможен, возможен фармацевтический консалтинг – там, где требуется высокая концентрация внимания. Просто такие бизнесы в реальности есть, они работают, они существуют, они приносят деньги, они зарабатывают.

П.Д.: И при этом они все социально ориентированные?

С.Г.: Конечно. Потому что там работают высокофункциональные аутисты, и их там очень много. Но есть и слабая сторона этой социальной работы, что мы выстраиваем. Это, по сути, некая технология сопровождаемого трудоустройства, когда мы даем специально людей, которые помогают высокофункциональным аутистам коммуницировать с заказчиками, потому что сами они не всегда могут.

П.Д.: То есть институт наставников включается здесь?

С.Г.: Это скорее не наставничество, а коучинг и сопровождение. При этом эти коучеры работают не только с аутистами, например, но и с работодателями по поводу того, как себя вести с аутистами. И сейчас, что здорово, наши социальные предприниматели тоже хотят запускать такого рода бизнесы и к этому присматриваются.

П.Д.: Дело в том, что на конкретных примерах можно создать вроде как бизнес с нуля, бизнес социальной направленности. Главное, чтобы было желание. Сейчас я Ольгу попрошу очень коротко рассказать, с чего, Оля, начался твой социальный проект.

— У меня Театр-музей Ильи Муромца в городе Муром Владимирской области. Моей целевой аудиторией стали дети. И я вижу счастливые лица детей, когда они приходят к нам на представления. И очень рада, что у меня именно такая аудитория сейчас.

С.Г.: Очень хороший пример, Оля. Если говорить честно, то у вас целевая аудитория другая. У вас клиенты – дети и их родители. А целевая аудитория, то есть для кого вы меняете мир, по сути, – это жители города Мурома, потому что именно там вы формируете новую социокультурную среду, которая позволяет им там жить комфортно и качественно, а не всем переехать в город Москву, например.

Если у вас есть классная идея, которая действительно затрагивает много заинтересантов, и вы хотите менять мир, то вас будут поддерживать.

Если у вас есть классная идея, которая действительно затрагивает много заинтересантов, и вы хотите менять мир, то вас будут поддерживать. И в этом плане есть несколько видов ресурсов, которые мы можем брать. Вопрос: как брать ресурсы? Здесь есть две ключевые вещи, которые есть собственно для любого стартапа.

Это правило трех «F» (в английском) и трех «Д» (в русском). Кто это? Это домашние. Потому что кто в нас верит в основном, в первую очередь? Это домашние. Вторая категория – это наши друзья, которые тоже нам доверяют. Ну а третья – это так называемые fools по-английски, а по-русски вольный перевод – «дураки». Но дураки не в том плане, что они дураки, а в том, что это…

П.Д.: Отвязные, да?

С.Г.: Они наивные люди. Потому что смотрите, когда, например, Павел, не знаю, Ольга приходит со своей идеей куда-нибудь к кому-нибудь, вот те люди, которые ее поддерживают (не из домашних и не из друзей), как раз являются по сути дураками, потому что только дурак будет вкладываться непонятно во что, непонятно куда. Но здесь очень важно обаяние человека и этот драйв, который позволяет ему с горящими глазами сказать: «Я это сделаю». Но и экономически обосновать, почему он считает, что он это сделает.

Самый безбашенный пример краудфандинга – это когда один мужчина в США собрал 62 тысячи долларов на то, чтобы сделать картофельный салат.

Еще очень важная вещь – это краудфандинг, как раз так называемое народное финансирование, потому что это позволяет вам привлекать дополнительные ресурсы. Самый такой безбашенный, что называется, пример краудфандинга – это когда один мужчина в США собрал 62 тысячи долларов на то, чтобы сделать картофельный салат. То есть это такой самый уникальный пример краудфандинга.

Я призываю этим очень активно пользоваться, потому что именно это позволяет вам не только привлекать денежные ресурсы и не столько привлекать денежные ресурсы, сколько позволяет вам рассказать о своей идее большему числу людей и собственно включить их в качестве клиентов, в качестве покупателей в то, что вы делаете. Как пела Алла Борисовна: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», – которые, в принципе дадут по сто рублей. Вот так краудфандинг и работает. И очень важно это использовать.

Поэтому здесь что важно, если обобщить чуть-чуть? Первое – важно не бояться и делать. Посчитать, но на цифрах сильно не зацикливаться, потому что как-то грустно будет вначале. Это все так социальные предприниматели говорят: «Если бы мы посчитали, мы бы никогда не делали». Все-таки предприниматель постоянно что-то предпринимает, он понимает: «Ага, у меня тут дефицит, дичайший дефицит, но тем не менее мне надо что-то делать и его максимально нивелировать». Рассказывать о вашем проекте людям и вовлекать их в ваш проект – и у вас все получится!

П.Д.: Другими словами – социальный предприниматель должен думать о завтрашнем дне, он должен думать, как он выживет завтра.

Сергей, в начале нашей «Школы гражданина» мы попросили ребят придумать какой-нибудь проект или идею предложить, которую можно было бы реализовать в рамках социального предпринимательства. И, подводя итог, мы сейчас к ребятам и обратимся. Ребята, какие идеи? С кого начнем? Давайте с вас.

— Давайте с меня попробуем. Есть такая идея. У нас в Высшей школе экономики очень много классных и умных ребят, которые хотят работать, хотят что-то делать полезное, в том числе для компаний. Есть такая мысль, что можно формировать некоторые группы, так скажем, для мозгового штурма, для придумывания каких-то классных идей, отправлять их в крупные компании, чтобы они над какой-то бизнес-идеей думали и выдавали классное решение, решение со стороны, которое невозможно сгенерировать внутри компании, и, соответственно, на этом, например, какую-то денежку зарабатывали. Вот такая идея.

С.Г.: Хороший классический бизнес: вы видите рыночную нишу и ее занимаете. Но он классический, это не социальное предпринимательство, здесь есть некая объективная социальная проблема. Например, высокофункциональный аутист объективно не трудоустроится без определенной помощи. Бывший заключенный объективно не трудоустроится без определенной помощи. Если вы люди старше 55 лет, то вам объективно трудно трудоустроиться без определенной помощи. Но, ребята, если вы умные, талантливые, то вам объективно… Ну, вы не ленивые просто. У вас все получится, но просто надо себя пинать. Все.

— Я вижу это немножко следующим образом. Любое трудоустройство или любое какое-то предпринимательство – это прежде всего инициатива. Инициатива исходит от того, кто хочет работать у предпринимателя, предположим. Вот я, пенсионер, грубо говоря, хочу получать дополнительные средства, но не знаю, как себя преподнести предпринимателю. Не видите ли вы… в смысле, не думаете ли вы, что лучше работать с предпринимателем? Показать ему: «Смотри, у тебя есть возможность – SMM-менеджер у тебя бабушка Нюра или аутист Гена». То есть не проще ли создать какой-то пул, поддерживаемый пусть даже государством либо поддерживаемый другим каким-то юрлицом, который бы предлагал для предпринимателя специалистов, но из числа социально уязвимых слоев населения, предположим?

П.Д.: Интересное мнение.

С.Г.: Хорошая дискуссия. Опять нет, опять мимо, коллеги. Но мысль развивается, мы уже близки. Сейчас, я чувствую, кто-то прямо в точечку уже попадет. Фишка в том, что социальный предприниматель меняет мир вообще, то есть он не хочет засунуть трех бабушек в какие-то бизнесы. Но очень важно, что социальный предприниматель работает и с бизнесом, и с этими целевыми аудиториями, выстраивает, конечно, такую совместную вещь. Поэтому, если докрутить, то я думаю, что уже можно вот туда, в социальное предпринимательство, двигаться. Но надо еще докрутить, надо еще чуть-чуть подумать. Я думаю, как раз с коллегой, который вам активных и умных соберет, вы докрутите.

— Если опять вернуться к целевой аудитории, то можно вспомнить, допустим, о людях с ограниченными возможностями зрения, которые, например, могут работать в колл-центрах, обрабатывать входящие заявки. В принципе, в колл-центрах также могут работать и люди, которых обычно, допустим, не хотят видеть, избегают на улицах – опять же бывшие заключенные или еще кто-то. Если у них нет проблем именно с коммуникацией.

С.Г.: Да. Это заранее не было срежиссировано. Видите, Олеся просто дошла.

П.Д.: Да, мы дошли!

С.Г.: Это несколько итераций. Но очень важно, что, видите, в коммуникации рождается как раз то ключевое зерно, которое потом надо делать. Поэтому, Ольга, обращайтесь, я так понимаю, в Высшую школу экономики.

П.Д.: Ну что же, социальное предпринимательство – это очень сложное явление новой экономики, но сегодня мы попытались в этой студии с помощью этой дискуссии ответить на многие вопросы. Спасибо всем большое!

Для социальных предпринимателей стандартных пошаговых инструкций не существует, есть споры вокруг этого тезиса. Но, надеюсь, сегодняшний мастер-класс помог вам разобраться в этом вопросе. У нас в гостях были – директор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев и студенты Высшей школы экономики.

оригинал: