«Главная школьная реформа после появления книгопечатания»: Евгений Бунимович об электронной школе

Евгений Бунимович
996565 29.11.2011 Уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович принимает участие в дискуссии круглого стола на тему : «Насколько объективен рейтинг школ по результатам ЕГЭ и олимпиад?». Артем Житенев / РИА Новости

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович – о гаджетах, электронных учебниках и роли учителя в современной школе.

В московских школах постепенно вводится новый формат обучения — при помощи электронной системы МЭШ (Московская электронная школа). Участие в проекте добровольное, все зависит только от желания конкретного преподавателя учить детей с помощью электронных интерактивных материалов.

Что такое МЭШ

Авторы инициативы называют МЭШ системой образования будущего и обещают, что она позволит использовать все плюсы современных цифровых технологий.

«Это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому», — пишут на сайте государственных услуг.

По мнению Уполномоченного по правам ребенка в Москве, заслуженного учителя России Евгения Бунимовича, процесс изменений в школе происходит сегодня во всем мире, и вхождение компьютеров в школу – это не просто еще один инструмент, это изменение всей парадигмы школьного образования.

«Это, пожалуй, самая главная реформа школы, которая происходит впервые после появления книгопечатания. Все, к чему мы сейчас привыкли: печатные учебники, перемены, парты, — под вопросом. Непонятно, почему дети должны собираться именно по 25-30 человек, почему они должны в одном темпе проходить материал, если все они разные и, может быть, кто-то запоминает медленнее, но надежнее. Школа – инерционная система, и поэтому первая реакция – сопротивление», — сказал Агентству социальной информации Евгений Бунимович.

Вместо обычной меловой доски разработчики МЭШ предлагают пользоваться многофункциональной интерактивной панелью с сенсорным экраном, на которой можно делать записи, смотреть фото и видео, выходить в интернет и демонстрировать цифровые материалы урока.

«Вместо набитых учебниками портфелей — цифровые материалы. Вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты. Вместо плакатов на стенах и распечатанных картинок в руках учителя — мультимедийные сценарии уроков. Вместо бумажных дневников — возможность узнавать об успехах ребенка онлайн с вашего гаджета», — сообщают авторы. Сервисы МЭШ доступны онлайн всем: учителю, родителям и ребенку.

«Сегодня все основные издательства уже разрабатывают учебники на электронной основе. Я уверен: нужно создавать не просто учебник, а некую компьютерную поддержку, пространство, в которое можно углубиться: если тебя заинтересовала какая-то тема, ты можешь погрузиться в нее подробнее. Или наоборот: не усвоил что-то, значит можешь взять дополнительные упражнения, которых нет в учебнике», — рассказал АСИ Бунимович.

После апробации, которую в Департаменте образования Москвы посчитали успешной, проект предлагают внедрять во всех образовательных организациях столицы. Об этом сообщается на официальном сайте системы.

Традиции и технологии

У родителей школьников проект вызывает опасения, потому что пока непонятно, как занятия с использованием большого количества электронных материалов отразятся на здоровье детей.

«Опасения родителей и врачей обоснованны, потому что необходимо понять воздействие электронной среды на ребенка. Я смотрел экспертные оценки – они сложные, противоречивые. Думаю, все это будет совершенствоваться – и с точки зрения влияния на здоровье, и с точки зрения качества самой продукции. Очевидно, что у компьютерных систем есть масса образовательных возможностей. Бороться с этим просто бессмысленно», — уверен Евгений Абрамович.

Члены Московского родительского клуба обратились в Департамент образования Москвы с просьбой разъяснить, на каком основании вытесняют традиционное образование. Они обратили внимание на отсутствие санитарной и психолого-педагогической экспертизы технологий, применяемых в МЭШ. По их словам, данных о проведенных исследованиях в открытом доступе нет.

Из Департамента образования ответили, что МЭШ внедряется «в рамках обеспечения современных условий обучения и воспитания, модернизации устаревшей цифровой инфраструктуры образовательных организаций, дистанционных образовательных технологий». Также сотрудники департамента перечислили федеральные законы и нормативно-правовые акты, обуславливающие создание МЭШ.

«Родители встревожены, потому что в основном все хотели бы воспроизводства той системы, в которой учились они сами. Это привычно и естественно, и вообще изменения всегда вызывают опасения. Хотя в школах уже введены электронные пропуска, питание по электронным карточкам, электронные дневники и журналы, и, кажется, почти все уже оценили преимущества мгновенной связи и полной информации», — рассказал Бунимович Агентству социальной информации.

Некоторые родители школьников выразили сомнения в том, что МЭШ в принципе нужно внедрять в школах.

«По-видимому, никакого широкого обсуждения МЭШ и не предполагается. Огромные суммы денег уже вложены, заключены серьезные контракты, закупается дорогое высокотехнологичное оборудование (к примеру, стоимость одной интерактивной доски – около 500 тыс. руб.)», — писали в Сети.

Отмечали также переизбыток цифровых гаджетов в мире современного школьника.

«МЭШ — это просто всероссийское зло. Как можно это допустить? Дети и так уже интернет-зависимые. Давайте их вообще в виртуальное пространство переселим! Ужас!» — жаловались родители.

Однако гаджеты, которые окружают ребенка дома, и электронный формат обучения – разные вещи.

«Все понимают: мы живем в цифровом веке, и поэтому от цифровизации никуда не уйти. Это тревожно, но надо понимать, как с этим быть. Не думаю, что МЭШ – главная опасность в этом процессе. В интернете дети сталкиваются с буллингом, опасными сайтами – это широкий и не решенный пока ни в одной стране мира вопрос», — поделился Бунимович.

Новая роль учителя

Еще один вопрос, который затрагивает внедрение МЭШ, — изменится ли роль учителя в школьном процессе. Сейчас в проект может включаться не вся школа сразу, а конкретные преподаватели, которые больше других хотят внедрять цифровые технологии в свои уроки.

«Это очень неплохо, что учителя задумываются: а что же я? Получить знания можно любым способом, сейчас это легко. Значит, учитель должен стать тем проводником, который умеет мотивировать детей на поиск знания и показывает, что такое реальные знания и что такое фейк», — говорит Бунимович.

Раньше главной проблемой школьников, по словам омбудсмена, был недостаток информации. Сегодня главная проблема – ее переизбыток.

«Сталкером в море информации сегодня и должен быть учитель. Современные школьные процессы, в том числе появление МЭШ, заставляют учителя думать о своей роли в образовательном процессе и ставят перед ним совершенно другие задачи», — говорит Бунимович.

Евгений Бунимович уверен, что для России с ее огромными пространствами цифровой формат и возможность обмениваться материалами между регионами будет очень полезным опытом.

«Мне нравится, что каждый учитель может не просто участвовать в проекте как пассивный потребитель, но и предложить разработки своих уроков. Интерактив – очень современная и правильная форма обучения. От учителя требуется не просто выполнить вышестоящие указания, как проводить урок, но и познакомиться с разработками своих коллег, которые участвуют в МЭШ. Это хорошая история», — считает Бунимович.

«Главная школьная реформа после появления книгопечатания»: Евгений Бунимович об электронной школе
11 волонтеров помогают Ассоциации социальных предпринимателей в настоящий момент

Здесь должен быть призыв к действию

Наши партнеры

Деловая среда от Сбера
Теплица социальных технологий
Форум «Новый бизнес»
Лаборатория социального предпринимательства
НКО Кухня
Агентство стратегических инициатив
Фонд президентских грантов
Фонд «Наше будущее»

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять