История и теория социального предпринимательства

Американскую ассоциацию Ashoka называют в числе первых, когда речь заходит о социальном предпринимательстве. Она объединяет по всему миру компании, которые зарабатывают, помогая другим. Основатели Ashoka в 1980-х годах не были единственными, кто говорил о важности бизнеса такого рода, но они первыми начали оказывать реальную поддержку выдающимся социальным предпринимателям. Отличие социальных предпринимателей от обычных лучше всех объяснил сооснователь ассоциации Ashoka Билл Дрейтон:

Они не довольствуются тем, чтобы дать рыбу или научить ловить рыбу — они не успокоятся, пока не осуществят революцию в рыбном промысле.

Билл Дрейтон

Именно такие революционеры стали появляться в самых разных индустриях в 1960-е годы.


Центр социального предпринимательства и социальных инноваций при Высшей школе экономики проверяет любую предпринимательскую инициативу по трём критериям, прежде чем отнести её в разряд социальных.

Во-первых, она должна иметь целью решение острой общественной проблемы. Флоренс Найтингейл после Крымской войны 1853–1856 годов вложила свой капитал в создание училища для сестёр милосердия. Обучаться в нём могли все девушки без исключения, но по окончании курса каждая воспитанница должна была остаться на небольшой срок, чтобы помогать больным на практике. Благодаря инициативе Флоренс подобные центры стали открываться по всей Великобритании, и тысячи жизней были спасены.

Во-вторых, новый бизнес должен предлагать качественно новый продукт или услугу. Типичный представитель социального бизнеса — компания D.light. Она специализируется на разработке, производстве и дистрибуции дешёвых осветительных приборов на солнечной батарее. Основная идея создателей D.light Сэма Голдмана и Неда Тозуна была в том, чтобы открыть доступ к дешёвой и экологичной энергии самым бедным слоям населения. Они начали с производства лампочек стоимостью два доллара, а на сегодняшний день благодаря их работе жители Индии, многих стран Африки и Южной Америки сэкономили около 275 миллионов долларов (150 долларов на покупателя в течение пяти лет), а выбросы углерода были снижены на 375 тысяч тонн в год.

Наконец, в-третьих, деятельность социальных предпринимателей самостоятельна и устойчива. Они не нуждаются в субсидиях или пожертвованиях, сами зарабатывают и вкладывают деньги в дальнейшее развитие бизнеса. Это главное отличие социального предпринимательства от благотворительных фондов и государственных инициатив.

Социальное предпринимательство частенько и без преувеличений называют новым двигателем прогресса.

Даже самым последовательным скептикам пришлось согласиться с этим в 2006 году, когда Нобелевскую премию мира получил Мухаммад Юнус.

Он родился в маленькой бенгальской деревне, самостоятельно поступил в одну из престижных школ города Читтагонга, затем — в университет. Учёную степень Мухаммад получил уже в США, где занялся бизнесом. В 36 лет, уже будучи большим учёным и искушённым предпринимателем, он вернулся на родину и основал Grameen Bank. Через него Мухаммад выдавал населению небольшие кредиты под низкий процент — в отличие от других ростовщиков Бангладеш, которые давили бедняков сжатыми сроками и непомерно высокими ставками. Новый банк был призван помочь тысячам бенгальцев выбраться из долговой ямы и запустить своё небольшое дело, с доходов от которого кредит со временем и возвращался.

Спустя 40 лет после открытия банка предпринимательскую модель Мухаммада Юнуса, основа которой — микрофинансирование и микрокредитование, переняли сотни бизнесменов по всему миру. Ещё одна особенность Grameen Bank в том, что его деятельность выходит далеко за пределы собственно денежных вопросов. На сайте банка можно, например, увидеть статьи, призывающие клиентов давать детям образование, пить чистую воду, развивать собственное дело и уважать права женщин. В 2015 году Grameen Bank вошёл во вторую десятку рейтинга компаний, «меняющих мир», по версии Fortune.
О социальном предпринимательстве пишет The Guardian, Forbes составляет рейтинги самых успешных деятелей в этой области, а университеты открывают кафедры и целые факультеты для исследования и дальнейшего развития направления. Правда, далеко не всех убеждает такой ажиотаж, и порой даже сам термин «социальное предпринимательство» ставится под сомнение.

Если вы видите одно и то же слово снова и снова, оно начинает терять свой смысл. Приблизительно это сейчас происходит с „социальным предпринимательством“. И слава богу! Дело в том, что в нём никогда и не было смысла.

Рэй Хеннеси

 

Летом 2015 года в журнале Entrepreneur колумнист Рэй Хеннеси выдвинул предположение, что любой бизнес априори является социальным, ведь он так или иначе решает разного рода проблемы и предлагает людям что-то новое. Возможно, в словах Хеннесси есть доля правды. Социальные кампании поддерживают такие гиганты, как Uber, Microsoft, Exxon, Lavazza, Google, Starbucks и многие-многие другие. Очевидно, что их основная деятельность направлена на получение прибыли, но ведь без выгоды нет и бизнеса. Жесточайшие споры, которые возникают на этой почве, вряд ли удастся рассудить — но всегда можно выбрать, на чью сторону встать.