Опять о том же: почему не понимают смысла социального предпринимательства?

Руководитель одной из сочувствующих Ассоциации социальных предпринимателей коммерческих организаций как-то между прочим озвучил одну из существенных проблем социального предпринимательства:

Одна из главных проблем социального предпринимательства в России , — говорил он, — это искаженное, доставшееся нам от СССР понимание социального. Социальное — это не социализм, это не помощь социально ущемленным, а социальное — это усовершенствование общества.

Не знаю, из каких теоретиков он это взял, но это согласуется с нашими и мировыми практиками социального предпринимательства. Например, американские и европейские социальные предприниматели в один голос утверждают, что социальные гарантии (образование и здравоохранение, а также пенсионное обеспечение и содержание престарелых) это не тема для социального предпринимательства, поскольку это функция государственная.

У государственных чиновников — та же проблема ассоциативного восприятия терминологии.Минсоцразвития путает социальное предпринимательство и социальную поддержку. Хотя что тут странного, чиновникам лишь бы денежку получить и потратить, а понимание смысла госзаказа остается за бортом. Выделили деньги сверху на соц предпринимательство — окей, значит потратим на приюты для бездомных животных, на концерты для инвалидов и напечатаем листовки по теме.

Хотя в некоторых регионах чиновники посообразительнее (например Петербург и Екатеринбург) и полученные на развитие соцпредпринимательства средства тратят не на хосписы и приюты, а на технопарки и ресурсные центры. И на поддержку перспективных проектов.

Но в большинстве регионов понимание социального отстало от современного лет на 100, причем с оттенком монархического «облегчим жизнь  нашего народа».

Другое дело, когда в этих областях внедряются инновационные успешные бизнес-сервисы, позволяющие существенно улучшить (сэкономить, а «Сэкономленные деньги это заработанные деньги, — как говорил дядюшка Скрудж»), упростить, повысить эффективность и т.д. Говоря простым языком — замена неэффективной социальной государственной деятельности на экономически эффективную и инновационную — это уже социальное предпринимательство. Другое дело, что нет кардинальных способов повысить экономическую эффективность домов престарелых или хосписов. Объем затрат тут известен, а прибыльность можно увеличить только за счет родственников или сторонних спонсоров и наращиваением бюджета госрасходов (тут и до коррупции как два пальца). Такой «бизнес» даже в страшном сне я не назову социальным предпринимательством. Хотя есть несколько инновационных способов сделать эту сферу социально и экономически эффективнее.

Так вот, этот наш друг предлагал заменить ложно понимаемый термин «социальное предпринимательство» на более современно звучащий — например «социальный ориентированный бизнес». Тут гораздо понятнее концепция. А социально-ориентированное семейное предпринимательство назвать просто «»семейный бизнес».

Это я к тому, что недавно в Ассоциацию обратилась одна семья, ведущая некий семейный бизнес, и довольно успешно, с желанием вступить в АСП и считаться социальным предпринимателем.

Они не смогли мне ответить какую социальную проблему они решают и какими инновационными методами. То есть что нового они придумали, чтобы улучшить жизнь общества?

Ответа не последовало…