Публичный отчёт НКО
Публичный отчёт НКО

Что рассказать о своей деятельности, как и кому?

Все НКО обязаны предоставлять отчеты о деятельности в Министерство юстиции, а также своим членам (при их наличии) и высшему органу управления. Обязанность публиковать отчёты есть не у всех, но со всех сторон нас побуждают и подталкивают к подготовке и размещению именно публичного содержательного отчёта о деятельности НКО.

Форум доноров проводит конкурс ежегодных отчетов НКО «Точка отсчета», а Фонд президентских грантов при оценке критерия «Информационная открытость» обязательно проверяет наличие отчётов в публичном доступе.

Но публичный отчёт нужен не только проверяющим органам и фондам: он рассказывает нашим благополучателям, добровольцам, жертвователям и коллегам о том, что именно и в каких объемах сделала наша организация. Ведь это очень важно – знать, что помогают не только тебе или что твоя маленькая помощь привела к большому результату.

Публичный отчёт также даст представление о вашей деятельности представителям органов власти и местного самоуправления, которые точно не будут приходить к вам в гости, чтобы узнать чем занимается организация.

Наличие отчета на сайте или на странице соц.сети даст вам еще и несколько баллов в конкурсе Фонда президентских грантов или региональном конкурсе социальных проектов (и там и там есть критерий «Информационная открытость организации»).

О чём рассказать в отчёте?

В первую очередь о том, что именно было сделано. Можно перечислить реализованные проекты и указать их результаты, или даже просто мероприятия, проведенные организацией в предыдущем году.

Провели один фестиваль и три семинара? Отлично! Включите в отчёт их названия, даты и места проведения, краткое описание содержания и количество участников. Добавьте несколько хороших фото – и всем уже понятно, чем именно занималась организация.

Можно указать в отчёте объем средств, привлечённых в виде грантов и пожертвований – это важный показатель успешности и устойчивости организации.

Деятельность без привлечённого финансирования – это тоже важно! Даже если что-то было сделано только силами добровольцев без копейки денег – об этом можно и нужно рассказывать.

Может быть кто-то из сотрудников прошёл обучение, вы купили новый принтер и теперь можете печатать документы сами или отметили 5 лет с момента регистрации? Это конечно внутренние организационные моменты, но они также показывают ваше стремление развиваться и совершенствоваться.

Как оформить публичный отчёт?

Публичный отчет можно оформить в виде отдельной страницы на сайте, статьи или обсуждения в сообществе ВКонтакте или просто в виде файла, который вы разместите во всех нужных местах.

Самое главное – чтобы кроме текста обязательно был визуальный ряд (фотографии, скриншоты, афиши мероприятий), файл легко открывался на любом устройстве, а текст был оформлен универсальным и распространенным шрифтом.

Если не хватает собственных фото, всегда можно добавить инфографику – диаграммы, сделанные в exсel или специальных сервисах, наглядно покажут объемы работы, количество и состав благополучателей и другие важные показатели деятельности.

Вспомогательные вопросы при подготовке публичного отчёта:

  • Что было сделано?
  • Как это было сделано (с привлечением каких средств и ресурсов)?
  • Каковы результаты (количественные, качественные)?
  • Чем это можно наглядно оформить (какими фото, диаграммами)?
  • Где это лучше разместить?